Пароль:
Новости
11 января 2018 г.У нас появился канал на Youtube. Добавлены видеозаписи исполнения аранжировок: Песня из к/ф Офицеры, Песня о разлуке и Ланфрен-ланфра (из к/ф «Гардемарины, вперёд!») и Пожелание друзьям (Б.Окуджава).
31 января 2017 г.Добавлена аранжировка песни Lee Tonya – Тебе (Гитара с дождём) .
Архив новостей
Оставить пожелания

Общие рекомендации исполнителям

Скачать рекомендации в формате PDF

Знаки сокращения нотного письма

Сэньо (в табулатурах GTP - segno)
Сэньо

Фонарь (в табулатурах GTP - coda)
Фонарь

Реприза (повтор)
Реприза

Вольты для повтора (альтернативные окончания)
Вольты

Пример 1
Пример 1
Дойдя до обозначения Сэньо Фонарь, нужно вставить в нотный текст отрезок от «сэньо» до «фонаря» и продолжить играть дальше.

Пример 2
Пример 2
Доиграв до конца, то есть до последней репризы, нужно повторить еще раз отрезок от обратной репризы (у которой точки стоят в другую сторону). В случае если бы обратной репризы не стояло, нужно было бы вернуться на самое начало и повторить все.
В некоторых случаях над репризой ставят обозначение 3x или 4x, что означает - сыграть отрезок три или четыре раза соответственно.

Пример 3
Пример 3
В этом примере показаны два альтернативных окончания (вольты для повтора). Доиграв до репризы, нужно повторить все еще раз, но вместо первого окончания играть второе. Окончаний может быть и больше.

Пример 4
Пример 4
Обозначение в конце полностью читается как Da capo al Fine, что в переводе с итальянского значит «С начала до слова «Конец». В этом случае нужно вернуться на самое начало произведения и доиграть до слова «Fine». Обычно это бывает, когда повторяется целая часть пьесы, и чтобы ее еще раз не выписывать, делают именно так. На музыкальном жаргоне такая форма музыкального произведения называется «Da capo».
Встречаются случаи, когда нужно, повторив один отрезок, перейти на другой. Например, может встретиться надпись «Da capo al segno e Coda», что будет означать: «Сыграть с начала до сэньо и перейти на Коду». Кодой называют окончание произведения. Иногда это и довольно большой отрезок. Он обязательно будет отмечен словом «Coda».

Обозначения аккордов в пьесах

По большей части проставленные над нотами аккорды указывают не на конкретную схему аккорда в данном такте или отрезке музыки, а, скорее, на гармонию, которая обыгрывается в этот момент. Таким образом, схема аккорда может быть использована как базовая для конкретного такта, но нужно учитывать, что аккорд совсем необязательно будет в полном, вам известном виде.

Пример 5
Пример 5
Например, в данном отрезке аккорд Am появляется не сразу и не весь, но совершенно очевидно, что именно этот аккорд обыгрывается мелодией и аккомпанементом. Поэтому, с одной стороны, разбирая ноты, вы можете ориентироваться на обозначение аккорда, если так проще разбирать, с другой стороны, это может пригодиться для аккомпанемента к песне, которую вы, возможно, захотите не только сыграть, но и спеть под гитару.

В некоторых пьесах, например, в пьесе «Эхо любви» вообще нет каких-либо ярко-выраженных общеизвестных аккордовых схем. Здесь буквенные обозначения указывают только на гармонию, которая подойдет для аккомпанемента.

Понять, что конкретно имеется ввиду, вы сможете сразу, как только начнете разбирать ту или иную пьесу. В любом случае, играя по табулатуре или по нотам, это будет видно.

Буквы NC расшифровываются как No Chord – нет аккорда. Имеется ввиду, что в данном отрезке не обыгрывается какой-либо аккорд, а играется, например, только мелодия с басом. В этом случае, гармония, скорее всего, остается прежняя, или может определяться собственно басом.

В буквенных обозначениях используется западная традиция: B – нота «си», Bb – си бемоль. (Напомню, что в России и в ряде европейских стран принято другое обозначение: H – си, B – си бемоль)

Специальные гитарные обозначения

Техническое легато

Нисходящее
Нисходящее легато
Звук «соль» извлекается правой рукой, а звук «фа» получается за счет «сдергивания» пальцем левой руки струны на уже заранее приготовленный на нужном ладу палец.

Восходящее
Восходящее легато
Звук «ми» извлекается правой рукой, а звук «соль» - левой, когда палец левой руки с силой опускается на струну у порожка нужного лада.

Комбинированное
Комбинированное легато
Правой рукой извлекается только первый звук, остальные – левой. Звуков может быть гораздо больше. В этом случае все они будут объединены одной лигой.

Перемещение пальцев левой руки по струне

Комбинированное легато
Пальцы, не отрываясь от струн, скользят на другие лады. В этом случае необходимо только удобство перемещения, не нужен призвук скольжения. Поэтому лучше отжимать струну при перемещении, скользя по ней только касаясь. Так поступают, как правило, если черточки стоят не между нотами, а между пальцами. Впрочем, все зависит от исполняемой музыки, ее стиля, и, конечно, от вкуса исполнителя. Иногда призвук скольжения бывает очень уместен, но в этом случае чаще всего линии между нотами будут зигзагообразные (этот прием называется Глиссандо)

Барре

Барре
Римская цифра со скобкой (а иногда скобка бывает вертикальной) обозначает прием Барре, когда указательный палец зажимает сразу несколько струн одновременно. Скобка показывает в данном случае, до какого момента нужно держать барре.

Расгеадо

Расгеадо
Прием, при котором один или несколько пальцев правой руки бьют по струнам. Стрелками показано направление движения пальца в момент удара. Вниз удар будет производиться тыльной стороной ногтя, вверх – как обычно, только проходя сквозь все струны. Стрелки нужно воспринимать не буквально: вверх или вниз. Нужно смотреть по нотам: от басовых струн к первой струне – значит вниз. Иногда рядом со стрелкой показывается, каким именно пальцем должен производиться удар (p, i, m, a). Русское разговорное название приема – «бой».